«Мгла» (англ. The Mist, традиционный перевод Туман) — фильм ужасов режиссёра Фрэнка Дарабонта, снятый по повести «Туман» Стивена Кинга. Сценарий также был написан Дарабонтом, который еще с 1980-х годов мечтал перенести повесть на большой экран. Съёмки фильма начались в феврале 2007 года в Шривпорте (штат Луизиана). Кинг не был против более мрачной концовки «Мглы», предложенной Дарабонтом, которая отличается от концовки повести. Релиз фильма в США и в Канаде состоялся 21 ноября 2007 года.

Сюжет:

После разразившейся бури художник Дэвид Дрейтон и его жена Стефани осматривают нанесённый их дому ущерб. Подойдя к берегу озера, на котором расположен их участок, они замечают густой, неестественный белый туман, медленно спускающийся с гор и клубящийся по поверхности озера. Дэвид, его сосед Брент Нортон и пятилетний сын Дэвида Билли отправляются на машине в супермаркет, чтобы купить все необходимое для устранения последствий урагана. Находясь в магазине, который, как и весь город, остался без электричества и телефонной связи, они замечают необычную активность полиции и военных из находящейся в горах военной базы, которая, как гласят местные слухи, занимается проектом «Стрела». Внезапно всеобщее внимание привлекает Дэн Миллер с текущей из носа кровью, бегущий через стоянку и предупреждающий о чём-то опасном, скрывающемся в наступающем тумане. Один из посетителей супермаркета выбегает из здания и бежит к своему автомобилю, в этот момент его накрывает туман и слышны страшные крики этого человека. Люди решают переждать опасность в магазине и запирают двери, а вскоре начинается сильное землетрясение. Видимость становится практически нулевой, и оказывается, что никто из напуганных неизвестностью людей не хочет проводить до дома женщину, переживающую за своих двоих детей. В конце концов, она уходит одна.
Среди смятённых людей выделяется фанатично религиозная миссис Кармоди, которая провозглашает наступивший Армагеддон. Отправившись на склад в поисках одеяла для сына, Дэвид слышит удары и шум снаружи по подъёмной двери. Он рассказывает об этом механикам Майрону и Джиму, но те ему не верят. Они и разносчик Норм решают открыть подъёмную дверь, чтобы кто-нибудь прочистил засорившуюся выхлопную трубу генератора. Когда они приподнимают дверь, из тумана снаружи появляются огромные, неестественные щупальца с когтями вдоль внутренней стороны, которые хватают и утаскивают Норма. Дэвид, работник магазина Олли Викс и те, кто видел щупальца, пытаются убедить группу скептиков, возглавляемую Брентом Нортоном, не выходить на улицу, но они не поддаются на уговоры. Корнелл (один из посетителей магазина) сообщает о том, что в его машине лежит дробовик и один человек соглашается отправиться вместе с Нортоном, забрать дробовик и вернуться в магазин. Дэвид предлагает ему обвязаться верёвкой, чтобы они знали, сколько им удалось пройти, если что-то случится. Через некоторое время верёвку как будто что-то хватает и Дэвиду с трудом удаётся её удержать, он сматывает её и, в конце концов, вытаскивает из тумана окровавленную верёвку, привязанную к половине туловища мужчины, отправившегося за оружием.
Чтобы защитить своё убежище от атак неизвестных монстров, люди начинают закладывать стеклянные витрины супермаркета мешками с навозом и собачьим кормом, из обмотанных тряпками швабр они делают факелы. С наступлением ночи из тумана появляются новые чудовища: огромные летающие насекомые, привлечённые светом и охотящиеся на них крылатые животные, напоминающие птеродактилей. Одно из существ случайно разбивает витрину и в ходе последовавшей атаки погибают два человека и ещё один оказывается сильно обожжён. Кармоди начинает собирать последователей, убеждая их, что Конец Света наступил и необходимо человеческое жертвоприношение, чтобы туман исчез. Аманда Дамфрис, которая присматривает за Билли, обнаруживает, что её подруга приняла смертельную дозу лекарства. Билли заставляет отца пообещать, что тот никогда не позволит монстрам забрать его. Видя увеличивающееся число сторонников Кармоди, Дэвид начинает обдумывать идеи побега. Чтобы убедиться в возможности безопасно добраться до его машины и чтобы добыть лекарства для обожжённого человека, он и небольшая группа людей отправляются в соседнюю аптеку. Там на них нападают паукообразные существа, которые уносят жизни ещё троих человек. Кроме того, в аптеке группа Дэвида встречает военного полицейского из проекта "Стрела", из кожи которого лезут крохотные паучки, наподобие больших существ. Пока полицейский еще жив, он сообщает, что весь туман возник по вине солдат из проекта "Стрела". После провала вылазки группа Кармоди становится ещё сильнее, к ней примыкают всё больше и больше членов. Среди них и участник экспедиции в аптеку — механик Джим, который стал одним из самых ревностных её последователей.
Выжившие обнаруживают, что два солдата, участвовавших в проекте «Стрела», повесились во время похода в аптеку. Оставшийся солдат рассказывает, что ученые из проекта случайно открыли окно в параллельный мир, оттуда появились и существа, и туман. Последователи Кармоди, которых уже стало большинство, бьют его ножом несколько раз, после чего выкидывают наружу, чтобы его кровью купить себе один день безопасности от монстров. Солдата убивает исполинское, похожее на краба существо. Дэвид и его небольшая группа решают, что необходимо уезжать. Опасаясь фанатиков, они назначают отъезд на утро, когда все будут спать. Однако утром беглецы были пойманы у выхода миссис Кармоди, которая убеждает своих сторонников, что необходимо принести в жертву Билли. Начинается потасовка, в ходе которой Олли Викс двумя выстрелами убивает Кармоди. Больше никто не решается помешать отъезду героев. Но пока они добирались до автомобиля Дэвида, трое (Викс, Майрон, Корнелл) были убиты. Однако Аманде, Дэвиду, Билли, Дэну и Айрэн удаётся уехать.
Сквозь туман Дэвид отправляется в направлении своего дома, где обнаруживает, что его жена стала жертвой паукообразных чудовищ. Дэвид решает ехать столько, сколько хватит горючего. По дороге они наблюдают проход колоссального монстра с телом, покрытым огромными свисающими щупальцами, и колоннообразными ногами, чьи шаги сотрясают землю. Горючее кончается, и группа в молчании соглашается, что идти больше некуда. Дэвид пересчитывает патроны — их осталось четыре, а людей в машине пять. Дэвид стреляет в Аманду, Дэна, Айрэн и своего сына Билли, чтобы спасти их от смерти в лапах чудовищ. Рыдая, Дэвид пытается застрелить себя теперь уже пустым револьвером, после чего выходит из машины, призывая монстров из тумана забрать его жизнь. Раздаётся нарастающий гул, Дэвид всматривается в клубящуюся мглу, откуда выезжает танк, а за ним следуют множество солдат, выжигающих огнемётами туман и существ, обитающих в нём. Дэвид видит несколько грузовиков, забитых выжившими, среди которых он замечает женщину, которую никто не согласился проводить до дома, где её ждали маленькие дети. Убитый горем Дэвид падает на колени и кричит. Двое военных в замешательстве смотрят на него.

Основные персонажи:

Дэвид Дрэйтон
Обаятельный мужчина, любящий отец, уравновешенный и неглупый человек. Он предпочел бы не геройствовать, но в экстремальной ситуации, когда кто-то должен взять ответственность на себя, этим кем-то оказывается он. В конце фильма мы можем только посочувствовать ужасному горю Дэвида, когда ему приходится убить своего сына и ещё троих человек, попытавшихся с ним выбраться из тумана и через минуту обнаружить, что спасение было так близко.

Миссис Кармоди
Главный отрицательный персонаж фильма. На первый взгляд безвредная набожная женщина оказывается опасной религиозной фанатичкой. Ее безумная уверенность в том, что разгневанный бог требует человеческих жертв, побеждает здравый смысл и заражает охваченных страхом людей.

Аманда Данфрис
Привлекательная учительница младших классов. Решает не дожидаться смерти, сложа руки, и вместе с группой сохранивших разум единомышленников противостоит фанатизму.

Джим
Работник супермаркета. Неуравновешенный человек. Один из тех, кто легко меняет мнение на противоположное. Из рьяных скептиков превращается в одного из первых фанатиков в рядах миссис Кармоди.

Ирен
Пожилая женщина, бывшая учительница. Доброжелательная, но твёрдохарактерная. Смело смотрит в лицо опасности.

Брент Нортон
Сосед Дэвида, адвокат. Убеждённый скептик, не желающий верить в то, чего не видел собственными глазами. Страх перед необъяснимым заставляет его закрывать глаза и на то, что он мог бы увидеть.

Уэйн Яссуп
Военный, пал случайной жертвой разгневанной толпы, покаравшей его за преступления военных учёных, о разработках которых он ничего не знал и был лишь пешкой в делах армии.

Олли Викс
Несмотря на свою интеллигентную внешность, клерк магазина Олли Викс становится отчаянно смелым, когда это становится необходимым. Именно ему доверяют револьвер Аманды, из которого ему удаётся убить пару чудовищ, прорвавшихся в магазин.

В ролях:

Томас Джейн в роли Дэвида Дрэйтона
Марша Гэй Харден в роли Миссис Кармоди
Тоби Джоунс в роли Олли Викса
Лори Холден в роли Аманды Данфрайс
Андрэ Брогер в роли Брента Нортона
Алекса Давалос в роли Салли
Сэм Уитвер в роли Уэйна Яссупа
Уильям Сэдлер в роли Джима Грондина
Джэффри ДеМунн в роли Дэна Миллера
Франсис Стернхаген в роли Ирен
Натан Гэмбл в роли Билли
Крис Оуен в роли Норма

Дополнительные факты:

Рейтинг — R.
Бюджет картины — $18 млн.
Кассовые сборы: в России — $2 769 724; в США — $25 593 755; мировые — $31 233 482.
Премьеры: мировая — 21 ноября 2007; Российская — 22 ноября 2007 (кинокомпания «West»).
В фильме звучит песня «Host Of The Seraphim» в исполнении Dead Can Dance.
Спецэффекты созданы компаниями CafeFX и K.N.B. EFX Group Inc.
Уильям Сэдлер озвучил Дэвида Дрейтона в аудио-версии романа.
В одной из начальных сцен картины главный герой Дэвид Дрэйтон рисует в своей студии. Картина, над которой он работает, — изображение Стрелка Роланда — персонажа серии Стивена Кинга «Тёмная Башня», а на стене висит постер к фильму Джона Карпентера «Нечто» — возможно, также работы Дэвида.
В картине присутствует географическая ошибка. На пожарной машине, которая проезжает мимо супермаркета написано «Каддо Пэриш». Но Каддо Пэриш находится не в штате Мэн (где происходит действие фильма), а в Шривпорте штата Луизиана (где проводились съёмки).

Создание:

Разработка
Фрэнк Дарабонт хотел экранизировать повесть «Туман» Кинга с 1980-го года, когда он впервые прочитал её в составе сборника «Тёмные силы» (англ. Dark Forces). Он хотел, чтобы именно этот фильм стал его режиссёрским дебютом, однако ему пришлось заняться съёмками фильма «Побег из Шоушенка» по другой повести Кинга. Затем режиссёр работает над «Зелёной милей». В декабре 2004 Дарабонт сообщил, что работает над сценарием фильма. В это же время становится известно, что Боб и Харви Уайнштейн (владельцы компании Dimension Films) заинтересованы в проекте. Они предоставили необходимый бюджет и назначили начало съёмок на весну 2007 года.

Написание сценария
Режиссёр Фрэнк Дарабонт решил, что следующей его экранизацией Кинга — после «тюремных» картин «Побег из Шоушенка» и «Зелёная миля» — станет повесть под названием «Туман». Режиссёр заявил, что хочет снять абсолютно другое кино, отличающееся от того, чем он занимался в последнее время. Режиссёр, одновременно являвшийся автором сценария, изменил концовку романа — готовый финал оценил сам Стивен Кинг. Писатель сказал: «Новая концовка просто потрясающая! И такая пугающая! Зрители вряд ли будут готовы к такому.»
Дарабонт сравнивает роман Кинга с произведениями Вильяма Шекспира и сценариями Пэдди Чаёвски, говоря, что Кинг осветил те аспекты жизни, о которых принято молчать — люди ведут себя иначе, когда ими овладевает страх. Дарабонт говорит: «Насколько примитивными становятся люди? «Повелитель мух» — прекрасный тому пример: автор показывает монстров, сидящих внутри самих людей.» Режиссёр также проводит параллели с эпизодом сериала «Сумеречная зона» (The Twilight Zone) под названием «The Monsters Are Due on Maple Street» и фильмом 1944 года «Спасательная шлюпка» (Lifeboat).
В романе у главного героя по имени Дэвид Драйтон, женатого на красавице Стеффани, случается сексуальная связь с героиней по имени Аманда Дамфрис, которая также замужем. Дарабонт не хотел, чтобы их связь получила своё воплощение на экране. У героев фильма, сыгранных актёрами Томасом Джейном и Лори Холден, существует куда более сильная, эмоциональная связь. Джейн говорит о героях: «Мы как бы создаём новую семью — Аманда становится моей женой и матерью Билли. Этот кошмар, из которого мы пытаемся выбраться вместе, сплачивает нас». Актриса Лори Холден сравнивает же события фильма с последствиями урагана Катрина.

Съёмки
В декабре 2006 года, Томас Джейн был утверждён на главную мужскую роль. В январе 2007, Андрэ Брогер и Лори Холден также получили роли в фильме.

Музыка
Фрэнк Дарабонт решил, что хочет свести использование музыкальных и звуковых эффектов к минимуму, чтобы передать куда «более гнетущую концовку» фильма, чем оригинальный конец романа. Режиссёр объяснил это тем, что, на его взгляд, «тишина может быть более пугающей, чем странный шум; шёпот — страшнее стука, и мы хотели привести это соотношение к гармонии. Мы свели звуки к минимуму, чтобы в восприятии зрителей фильм получился почти документальным». Для концовки фильма Дарабонт использовал композицию «The Host of Seraphim» в исполнении группы Dead Can Dance — музыку, основанную на горловом пении. Как поклонник группы, Фрэнк Дарабонт заявил, что эта композиция станет своего рода «реквиемом по всему роду людскому».

Спецэффекты
Дарабонт нанял художника Берни Райтсона для создания образов монстров. Грег Никотеро также создавал внешний вид чудовищ, а также работал над гримом для картины, а Эверетт Бёррэл занимался компьютерными спецэффектами. Первые задумки появились у Никотеро в 1980-х годах, когда Дарабонт проявил интерес к экранизации повести Кинга. Когда проект наконец был утверждён, Никотеро, Бёррэл и Дарабонт встретились на студии CaféFX для того, чтобы обсудить дизайн будущего фильма.
Другой известный режиссёр Гильермо дель Торо порекомендовал Дарабонту компанию, специализирующуюся на создании спецэффектов, после того как Дарабонт спросил своего товарища-режиссёра, кто работал над его картиной 2006 года под названием «Лабиринт Фавна».
Хотя в романе чудовища были описаны всего парой строк, для Дарабонта было важно создать незабываемых своим дизайном чудовищ. «Мы должны были сделать их уникальными, не такими каких зрители видели в фильмах до нас. На протяжении всех этих лет было создано столько задумок идей — динозавры, драконы, пауки и другие монстры, но наши должны были выглядеть особенно. Неординарные чудовища — вот главная цель при создании визуального ряда картины!» Никотеро тщательным образом изучил историю жанра, дабы избежать повторений и сходства.
После окончания работы дизайнеров создатели чудовищ показали куклы актёрам с их «мимикой» — движением глаз и пастей. В дальнейшем это помогло актёрам воспринимать монстров более живо и, с актёрской точки зрения, достоверно.